Донателло. Скульптор-реформатор
Вспоминая лучших сынов Тосканы, нельзя не упомянуть о гениальном Донателло. Этот человек ознаменовал собою целую эпоху итальянского монументального искусства. Он стал последователем лучших традиций Античности и отцом-новатором традиций гуманизма в пластике.
Донателло появился на свет во Флоренции в 1386 году. Его отец рано умер, а потому мальчику приходилось зарабатывать на хлеб насущный самому. Поэтому, что такое настоящий труд Донателло знал уже с ранних лет. В школе будущий скульптор не учился, латинский язык знал плохо.
Мастер-ювелир Донателло, впервые упоминается во флорентийских документах, датированных 1401 годом. Известно также и то, что с 1403 года юный Донателло поступает на обучение к известному флорентийскому ювелиру Лоренцо Гиберти.
С 1406 года скульптор вместе с лучшими итальянскими умельцами работает над созданием собора Санта-Мария дель Фьоре. Здесь он познакомился и подружился с Филиппо Брунеллески. Несколькими годами позднее, в 1408-1416 г.г. трудолюбивый и талантливый мастер создаёт своего Давида для украшения всё того же собора. Этот монумент является первой обнажённой фигурой эпохи Возрождения, исполненной в камне. Пожалуй, это одно из самых известных произведений Донателло. Ныне эта скульптура хранится в Национальном музее Барджелло во Флоренции.
После создания Давида, мастер с ещё большим рвением начинает изучать строение человеческого тела. Следующая работа Донателло также выполненная для внешнего фасада всё того же собора – это скульптура “Иоанна Евангелиста”. Сейчас ей можно увидеть в музее собора Санта-Мария дель Фьоре.
В 1411 – 1413 и 1415 – 1416 г.г. Донателло создаёт скульптуры Святого Марка и Святого Георгия. В 1418-1420 г.г. художник камня воздвигает сам символ Флоренции –монумент льва “Марцокко”.
На Донателло посыпались заказы: теперь ему предстояло выполнить уже целый ряд скульптур для колокольни собора. Этому он посвятил целых двадцать лет жизни. Примерно в это же время Донателло берётся и за украшение купели баптистерия в Сиене. Здесь он создаёт чудесные в своей пластичности образы добродетелей.
С 1428 по 1433 скульптор работает над композицией “Благовещение” для собора Санта-Кроче. А по-настоящему прославил имя Донателло памятник Гаттамелата, что близ падуанского собора. Это первый, посвящённый всаднику на коне, монумент. Кстати, скульптура стала своего рода “прародителем” всех конных памятников, появившихся впоследствии, в том числе и знаменитого петербургского “Медного всадника” Фальконе.
Одни из последних работ мастера – это выполненный по заказу Медичи монумент “Юдифь с Олоферном” и скульптура “Старая отшельница Мария Магдалина”. Известный скульптор закончил свою жизнь в маленьком домике на Виа дель Кокомеро, близ монастыря Сан-Николо, где и умер восьмидесятилетним стариком в 1466 году
Индивидуальность работ Донателло – в их необычайной пластике и гармоничной пропорциональности, в их удивительной созвучности окружающему миру и одухотворённости.
Наталья Орехова