Царство гармонии Филиппо Брунеллески.
Филиппо Брунеллески появился на свет в 1377 году в семье нотариуса, проживающего во Флоренции. Ребёнок рос послушным, имел достаточно робкий нрав. С самого детства мальчик любил рисовать. Отец не препятствовал этому увлечению сына. И, когда Филиппо немного подрос, отдал его на обучение в ювелирную мастерскую.
Для своего юного возраста Брунеллески добился весьма больших успехов. К 1398 году он стал всеми признанным золотых дел мастером. Но своё настоящее призвание Филиппо Брунеллески выбрал, когда отправился вместе с Донателло в Рим. Здесь он просто влюбился в зодчество. Молодой человек был настолько взволнован, поражён, встревожен и даже несколько опьянён величественной красотой античных зданий, что ходил словно заворожённый. Восторженный, он даже позабыл, что такое сон и еда. Можно вообразить, как впечатлённый мастер взирал на древнеримский Пантеон, представляя, что когда-нибудь сделает нечто подобное по своему замыслу и размаху.
Восхищённый Брунеллески принимается за многочисленные исследования: он перерисовывает колонны и капители, оставляет описания увиденного, делает множество расчётов и чертежей. Именно здесь он вплотную знакомится с ордерной системой Античности. Останки некоторых сооружений ему приходилось в прямом смысле доставать из-под земли. Причём он делал это собственноручно. Странный, не понятно, во что одетый флорентиец поначалу вызывал у местного населения недоверие. После долгих толков и пересудов его прозвали кладоискателем, да на том и успокоились. Брунеллески совершено не обращал внимания на то, что говорят о нём окружающие. Его интересовала только архитектура. Он вынашивал дерзкие и амбициозные планы: возрождение античных традиций и создание купола для флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре. Тогда итальянцы не владели техникой подобного строительства, а мастерство Античности было утеряно. Поэтому, когда архитектор всё-таки преступил к работе над Санта-Мария дель Фьоре, многим соотечественникам это казалось чем-то невыполнимым. Но мастер знал своё дело и только продолжал старательно трудиться в течение последующих восемнадцати лет.
Труды Филиппо Брунеллески дали свои плоды: в 1436 году он увенчивает флорентийский собор необычайным по своей красоте, взлетающим в самое небо куполом. Нужно сказать, что архитектурное сооружение произвело неизгладимое впечатление на современников. Горделивый, просторный и одновременно воздушный, возвышающийся даже средь гор, что окружают Флоренцию, купол, стал своеобразной вершиной торжества и мощи города. В последующие несколько лет подобные венцы соборов, словно грибы, вырастают в разных европейских городах.
К Брунеллески поступает множество заказов, причём, что примечательно, большинство из них - светские. Все строительные работы осуществлялись только с подачи Флорентийской коммуны. А в 1430 г. архитектор создаёт другой свой шедевр: интерьер для капеллы в часовне влиятельного семейства Пацци. С 1436 года он работает над базиликой Сан Спирито.
Брунеллески был на службе у государства и руководил сразу многими строительствами в различных уголках Тосканы, не все из которых, правда, удавалось завершить. Апофеозом же всего творчества, всех новаторских изысканий и открытий архитектора стала, заложенная в 1434 году, часовня Санта Мария дельи Анджели во Флоренции.
Филиппо Брунеллески одним из первых вывел законы теории перспективы, которые начали использовать в живописи, повлиял на всю архитектуру эпохи Возрождения, покончив со средневековым строительством.
Выдающийся архитектор-новатор скончался 16 апреля 1446 года. Последнее пристанище он нашёл под покровом своего главного детища – церкви Санта-Мария дель Фьоре. После себя Филиппо Брунеллески оставил изменённый облик Флоренции, Тосканы, а затем и всей Европы.
Наталья Орехова