Влияние Мазаччо на живопись можно по праву сравнить разве что с влиянием Брунеллески на архитектуру и Донателло на скульптуру.
Томмазо ди сер Джованни ди Моне Кассаи появился на свет 21.12.1401 совсем недалеко от Флоренции, точнее - в местечке Сан-Джованни-Вальдарно. О Мазаччо известно совсем не много. Красноречивее всего о художнике говорят его собственные картины. А некоторые сведения о нём сохранились в известных “Жизнеописаниях живописцев” Джорджо Вазари.
Известно, что художник был несколько далёк от приземленной повседневности. Живописца не особенно интересовали бытовые вещи. Зачастую его даже обвиняли в излишней рассеянности, неаккуратности и невнимательности. За эти свои особенности Томмазо получил забавное прозвище Мазаччо, что буквально означало “неуклюжий”.
Учителями Мазаччо были живописцы Мазолино да Паникале и Мариотто ди Кристофано. Нужно отметить, что молодой художник восхищался картинами Джотто. Изучая технику предшественника, он формировал собственное видение живописного искусства, чтобы потом многократно превзойти своего учителя. Думается, большое влияние на талантливого молодого человека оказало и общение с другими титанами эпохи Раннего Возрождения: скульптором Донателло и архитектором Брунеллески.
Живопись Мазаччо – это переход от средневековых традиций к традициям Возрождения. Это, скорее, не иконописные, а живые образы реальных людей. Одна из первых картин Томмазо Мазаччо ныне хранится во флорентийской галерее Уффици. Это “Мадонна с младенцем, св. Анной и ангелами”. Она была выполнена в 1420г. в соавторстве с живописцем Мазолино.
Мазаччо стал в определённом смысле первооткрывателем и в жанре, ставшего столь популярным в эпоху Возрождения, светского портрета.
Самая главная работа Мазаччо – это роспись капеллы Бронкаччи флорентийской церкви Санта-Мария дель Кармине, которую, кстати, ему так и не довелось завершить. Именно здесь им были выполнены известные фрески “Изгнание из Рая” и “Чудо со статиром”.
На фреске Изгнание из Рая изображены прародители человечества Адам и Ева. Их лица выражают невообразимый стыд и отчаяние. Они сокрушённо пытаются прикрыть свою наготу. Эта фреска демонстрирует появившийся в эпоху Ренессанса интерес к человеку, к его физическому и душевному строению. Мазаччо, по-видимому, первым изображает обнажённое тело человека в живописи.
Церковь Санта Мария дель Кармине, где хранились фрески Мазаччо, на многие годы превратились в настоящую школу художников. Чтобы перенять живописные традиции, заложенные Мазаччо сюда приходят Пьеро дела Франческо, Филипо Липпи, Леонардо да Винчи и, конечно же, Микеланджело.
По словам Вазари, именно художнику Мазаччо удалось понять, что живопись- это ни что иное, как создание уже созданного: подражание совершеннейшим формам природы.
В 1424 году он, как и Донателло, вступил в гильдию скульпторов и живописцев им. Св. Луки. В 1428 году Мазаччо неожиданно отъезжает в Рим, чтобы работать над фреской Голгофа в церкви Сан Клементе. Там, в 28 лет он внезапно умер, и есть предположение, что художника отравили завистники.
Томаззо Мазаччо ознаменовал совершенно новый период в развитии мирового искусства – великую эпоху Ренессанса. И его по праву можно назвать одним из замечательнейших мастеров своего времени и отцом итальянского Возрождения в живописи.
Наталья Орехова