Немало замечательных людей выросло в землях Тосканы. Наш рассказ пойдёт об одном из достойнейших сыновей Флоренции, почётном муже Данте Алигьери. Для итальянцев этот человек означает примерно то же, что для нас А.С. Пушкин. Этот тосканец был, по сути, родоначальником современного итальянского языка, поэтом нового стиля. И именно его имя открывает миру великую итальянскую литературу.
Многое из биографии этого прославленного тосканца окутано тайной: большинство фактов срыто за толщей лет. Так, например, не известна точная дата рождения будущего поэта. Предположительно, Дуранте дельи Алигьери появился на свет в середине мая 1265 года во Флоренции. 9-ти лет он встретил 8-летнюю девочку в алом, подпоясанном лентой платье. Оказалось, что её семья жила неподалёку от Алигьери. Именно ей сужено было стать музой и главной владычицей помыслов великого поэта. Это её одухотворённый образ сопутствовал Данте всю его жизнь.
Эту девочку звали Беатриче. Они встретились вновь, когда Данте минуло 18. В белых одеждах она прошла мимо изумлённого влюблённого, сделав лёгкий поклон. Полный трепета первой любви, познавший “высшую степень блаженства” Данте написал сонет, в котором Амур отдаёт его сердце Беатриче. Об этом его произведении положительно и восхищённо отозвался Гвидо Кавальканте, известный тогда поэт, впоследствии ставший лучшим другом Данте.
Сразу после этого случая юноша с вызовом заявил горожанам и соотечественникам о том, самостоятельно научился писать стихи. Впоследствии Данте говорил, что именно любовь к прекрасной деве освободила его от оков обыденности и заурядности и возвысила его дух. Так, Данте Алигьери открыл в себе поэтический дар благодаря простой смертной женщине, навсегда оставшейся жить в его бессмертных произведениях. Сам поэт говорил, что его сердцем овладела любовь первого взгляда. Он был уверен в том, что рядом с Беатриче каждый становится лучше: наполняется благодатным светом любви окружающим и святой веры. Образ Беатриче, освобождал певца эпохи Возрождения от скверны и нежно, по-матерински благословлял на великие свершения.
Любовь стала дорогой, ведущей Данте к Создателю. Даже в своей “Божественной комедии” он отправляет героя по всем кругам Ада, и постепенно поднимает всё выше и выше, к небесам. Чувство известного поэта – это воспаряющая, возвышенная, чистая платоническая любовь. Ведь Данте даже не стремился обладать своей возлюбленной. Само право видеть нежные черты её лица, тонкие изгибы стана, плавность движений, доставляло ему большую радость и новые приливы вдохновения.
Многочисленные исследования потвердели, что Беатриче - реальный человек. Она покинула этот мир совсем молодой, в 23 года. Узнав о смерти, так высоко почитаемой им женщины, Данте был убит, доходящим до отчаяния горем. Уход возлюбленной поэт объяснил тем, что повседневная жизнь слишком прозаична для столь необыкновенного создания. Данте утешал себя тем, что теперь она стала небесным светом любви. В это время он задумывается о смерти и о жизни, много занимается философией, читает Цицерона, пишет.
Так, второй сильнейшей любовью поэта стала, как он сам её величал “Madonna la Filo-sofia. ”И само своё общение с достопочтенной “Мадонной философией” он называет “любящим общением с мудростью”.Нужно отметить, что Данте был исключительно образованным и разносторонним человеком. Скорее всего, большинство знаний он получил самостоятельно. Остались сведения о единственном друге- наставнике Данте - Брунетто Латини. Среди друзей Данте были такие учёные мужи, как художник-реформатор Джотто и писатель Бокаччо, поэты Лапо Джани, Чино да Пистоя и Гвидо Кавальканти.
В жизни Данте была и женщина, любовь к которой имела скорее чувственные, нежели платонические порывы. Это была настоящая страсть к некой Пьетре. В то время такое проявление любовного томления называли “ folle amore.” Не обошёл его стороной и Данте. Пьетре он посвятил четыре своих канцоны. Однако это увлечение было не долгим.
Через некоторое время Данте женился на Джемме Донати. Это был обычный для того времени деловой брак. От него у поэта появилось трое детей.
Известно, Данте Алигьери был ярым общественником. Вместе с романтическим, робким, идеалистическим началом в нём были такие черты, как решительность и энергичность. Знавшие его лично, люди отмечали, что он всегда оставался человеком дела. Поэт был приором и послом Флоренции, состоял в городском Совете, представлял партию гвельфов. Так как Данте активно участвовал в политике и был серьёзным противником, оппоненты старались всячески его устранить. В 1302 году поэт, прославивший Флоренцию на весь мир, был изгнан из родного города. Дом Данте оказался разрушен, а его самого даже пытались сжечь на костре.
Позже, уже в изгнании, поэт отказывается поддерживать любые партии и становится “союзником самого себя”. Для Данте начались непростые годы скитаний. Однако именно в это время им было написано самое известное его произведение, впоследствии признанное главной поэмой Средневековья. Своё творение ,не взирая на его эпичность и монументальность, автор назвал просто – “Комедией”.
А, восхищённые красотой слога потомки, назвали “Комедию” Божественной. Одна из высоких задач “Божественной комедии” – помочь человеку не бояться смерти. В этом произведении Данте снова возникает образ небесной возлюбленной поэта - Беатриче. Нужно сказать, что сам поэт скитался по городам Италии так же, как и его герой по загробному миру: Верона, Болонья, Луниджьяна, Падуя, Арно, Казентино,- лишь немногое из того, где довелось ему жить.
В каждом итальянском городе и по сей день находится множество легенд об известном тосканце. В 1306-1309 годах он пишет свой легендарный “Пир”, в котором признаётся, что скитается как нищий и сравнивает себя с одинокой лодкой, которую прибивает ветром к разным чужеродным берегам. Интересно, что Данте пишет “Пир” с целью дать простому народу хлеб просвещения. И, что немаловажно, здесь впервые он пишет на итальянском языке. До этого все сочинения были исключительно на латыни. В первых главах поэт объясняет важность уважения и любви к родному языку.
В этом своём произведении он непросто обращается к итальянскому языку, но и сокрушается об Отчизне. Одним из страстных идеалистических, утопических устремлений Данте была мечта о всемирной монархии.
До последних дней Данте мечтал вернуться в родную Флоренцию. Но, увы, этому не суждено было сбыться. Он умер где-то в дороге между Венецией и Равенной с 13 на 14 сентября 1321 года.
Наталья Орехова