Гвидо д’Ареццо – человек, которому обязаны все композиторы и музыканты последнего тысячелетия. Без его изобретения получить музыкальное образование могли бы единицы, а повторить мелодию возможно было бы только на слух или приблизительно. Около тысячи лет назад флорентийский монах придумал, как можно точно записывать музыкальные произведения.
Родился будущий музыкальный реформатор в Равенне в в 956 году, о детстве и юности его почти ничего не известно. Однако бесспорно, что вырос Гвидо необычайно трудолюбивым человеком с большим музыкальным талантом. В бенедиктинском монастыре Помпоза, где Гвидо был пострижен в монахи, он был учителем пения. Метод, с помощью которого музыкант передавал свое мастерство, оказался настолько простым и понятным, что желающих выучиться у бенедиктинского монаха стало в разы больше, нежели у его коллег. Это настроило против Гвидо чуть ли не всех монастырских учителей. Жизнь монаха стала невыносимой, и он был вынужден покинуть Помпозу вместе со своим братом Михаилом и перейти в монастырь Ареццо. Там музыкант, наконец, получил признание и поддержку. Около десяти лет он состоял на службе у епископа Теодальда, подготавливая певцов городского собора.
Еще в Помпозе, не без помощи верного соратника Михаила, Гвидо пересмотрел сложившуюся в Средневековье так называемую невменную систему тонописи, переписав книгу Антифонарий. Размещение нот на четырех горизонтальных линиях, параллельных друг другу - нотной строке, стало прообразом нотного стана, с помощью которого записывают ноты в современности. Между прочим, названия нот «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», тоже ввел Гвидо.
Таким образом, для того, чтобы разучить певческий репертуар, нужно было не 10 лет, как раньше, а всего лишь два. Предполагают, что в Ареццо на музыканта большое влияние оказал теоретик Одо.
Где-то между 1024 и 1033 годами Гвидо Аретинский посетил Папу Иоанна XIX в Риме, о чем после написал в своей книге. По словам монаха, Папа с большим любопытством исследовал обновленный Антифонарий и не сдвинулся с места, пока не смог спеть до этого незнакомую мелодию с листа, следуя правилам книги. С одобрения Папы нотация Гвидо Аретинского стала общеупотребительной.
Сам же Гвидо вскоре оставил мирские дела и, спокойно работая над написанием книг, дожил до 95 лет. Гвидо д'Ареццо создал множество сочинений по теории музыки, но самое главное его наследие — это система записи нот, которая продержалась вплоть до XVIII-го века.
Софья Дурынина