Говоря о произведениях искусства, мы не часто вспоминаем людей, по заказам и на деньги которых эти произведения создавались. А ведь вкус, широта взглядов да и попросту такт заказчика играют далеко не последнюю роль – это подтвердит любой человек творческой профессии. В конце концов, всегда проще заказать скульптуру, роспись, проект собора покладистому середняку, который сделает все в точности так, как вы хотите, чем гению, который за ваши деньги будет продолжать свой нескончаемый спор с вечностью и потому искать нехоженые дороги, срывать сроки, трепать вам нервы, проявлять скверный характер, эпатировать общественный вкус и в один прекрасный день уничтожит труд многих месяцев потому, что шедевр вышел совсем не таким, каким должен быть.
Выдающимся расцветом искусств XVI в Италии, который мы теперь называем не просто Возрождением, а Высоким Возрождением, мир во многом обязан папе римскому Юлию II.
Юлий II (1443-1513), в миру Джулиано делла Ровере (итал. Giuliano della Rovere) родился в сильно обедневшей дворянской семье в рыбачьем местечке на Лигурийском побережье Генуэзской республики. Религиозную стезю будущий понтифик выбрал во многом благодаря своему дяде Сиксту IV, выдающемуся папе римскому, тому самому, который заложил знаменитую Сикстинскую капеллу. Юлий был избран папой 31 октября 1503 года.
Во времена Юлия II папа римский был не только главой всех католиков, но политиком и государственным деятелем, главой Папской области. Возникшая как объединение земель, полученных в дар католической церковью, Папская область с течением веков превратилась в одно из самых влиятельных государств на территории Италии.
Юлию II принадлежит немалая роль в укреплении этого государства. Он строил церкви, возводи мосты, проводил акведуки и клоаки (канализацию). Десять лет его понтификата были чередой непрекращающихся войн и политических комбинаций. Юлий II лично принимал участие в военных действиях и проявил себя храбрым воином. Кстати, имя свое он выбрал в память о великом Юлии Цезаре.
По выражению Брокгауза и Эфрона это «был по духу не первосвященник с жезлом, а император с мечом, думавший, когда нужно было действовать, не о том, что велит небо для спасения людей в будущей жизни, а о том, чего требует достижение и удержание владычества над землей».
Юлия II называют самой выдающейся личностью Cinquecento - итальянского шестнадцатого века. Так же как Козимо Медичи - самым выдающимся деятелем Quattrocento, века пятнадцатого.
Именно Юлий II стал инициатором строительства нового здания главного ватиканского собора Святого Петра на месте прежнего храма, - шедевра, которым мир любуется до сих пор. Он привлек к строительству и украшению собора Донато Браманте, Микеланджело, Леонардо, Рафаэля, Перуджино, Гирландайо и многих-многих других – почти всех заметных художников того времени. Несколько поколений творцов отдало собору и всему ватиканскому комплексу свое вдохновение и лучшие годы жизни. Микеланджело спроектировал грандиозный и в то же время воздушный купол собора, здесь установлена его знаменитая «Пиета». Сикстинскую капеллу украшают фрески Микеланджело 1512 года и фрески «Страшного суда» 1535-1541 гг. Рафаэль расписывал покои папского дворца – знаменитые Станцы, он и Микеланджело последовательно руководили всеми работами по строительству после смерти Донато Браманте.
Между прочим, именно Юлий II в 1506 году образовал швейцарскую гвардию – отряд живописных воинов, охраняющих Ватикан и в наши дни. Гвардия должна была состоять исключительно из уроженцев Швейцарии, неженатых и опытных в воинском деле – это во многом соблюдается и до сих пор. Люди, побывавшие в Риме, наверняка запомнили яркие костюмы гвардейцев - эскизы для них, как говорят, выполнил сам Рафаэль, так что немудрено, что вот уже пять веков никому не приходит в голову сменить их стиль. Кстати, швейцарская гвардия, во многом сохранившая устав и порядок XVI века, является старейшей армией на Земле.
Именно Микеланджело поручил Юлий II увековечить свою память, еще при жизни заказав прекрасный мраморный саркофаг. Работа над мемориалом неоднократно прерывались по вине порывистого творца, но через некоторое время неизменно начиналась вновь. Заканчивался саркофаг уже после смерти Юлия II, и теперь является одной из главных достопримечательностей собора Св. Петра.
Юлий II был первым папой, тело которого бальзамировали.
Страшно подумать, какое несметное количество богатых и знатных представителей рода человеческого, сполна насладившись в жизни изысканной едой, драгоценными напитками, изощренными удовольствиями, которые дают деньги и положение, канули в Лету, не оставив после себя ни малейшего следа и ни тени памяти! Облик великого Юлия II хорошо известен благодаря нескольким превосходным портретам, выполненным Рафаэлем. Знаменитый «Моисей» Микеланджело стал воплощением его беспокойного, деятельного и противоречивого духа. Да и весь прекрасный, возвышенный, одухотворенный Ватикан, каким его видят миллионы и миллионы людей каждый год, был бы другим, не будь в истории такого человека, как двести шестнадцатый по счету римский папа Джулиано делла Ровере Юлий II.