.Установить отношения с Русью Итальянские государства пытались ещё во времена Золотой Орды. В их интересах было не допустить набега орды на европейские земли. Сам золотоордынский хан сразу же отнеся к пришельцам настороженно. За посланником Пыпы Римского, монахом-францисканцем Бенедетто даже поставили надзирателей. По некоторым данным, итальянских миротворцев даже собирались отравить. А спасло их заступничество и поручительство русского мастера Кузьмы. Сам Великий хан очень уважал умельца за хорошую работу.
В конце концов, рассвирепевший было правитель, смилостивился и даже пожаловал итальянским монахам лисьи шубы, так сказать, с барского плеча. А в великом граде русском Киеве князья Даниил и Василько устроили для посланцев мира огромный пир, который, к слову, длился целых восемь дней. Описание пира можно считать первым итальянским письменным свидетельством о русском гостеприимстве.
Кстати, пока монах-посол был в гостеприимных землях русских, он успел встретить там и некоторых соотечественников. Нужно сказать, что наладить связи с Тосканой, другими итальянскими княжествами, да и всей Европой Руси, вплоть до XV века мешало Золотоордынское господство. Только с приходом к власти Московских князей, русско-тосканские отношения постепенно начали налаживаться.
В сочинениях итальянских философов-гуманистов высказывалась мысль о необходимости принятия русской православной церкви в европейский христианский мир. Да и Ватикан, из-за нараставших в среде католической церкви конфликтов, искал новых союзников. Так, спустя несколько веков, во Флоренцию отправилась первая делегация русских. Её возглавлял митрополит Исидор, а насчитывала она около ста человек. Это событие вошло в историю как Флорентийский собор 1438 года.
Тогда между православной и католической церквями была заключена уния, которая в силу так и не вошла из-за непреодолимых разногласий между конфессиями. Удивлённый и воодушевлённый развернувшимся пред ним иным миром, один из русских делегатов записал свои впечатления-воспоминания, которые назвал "Хождение во Флоренцию 1437-1440 гг." Они являются одним из самых ранних описаний западноевропейского мира в русской литературе. Из него можно узнать о природе, архитектуре, достопримечательностях, торговле и ремесле, производстве дорогих тканей, сукон и оливкового масла во Флоренции того времени.
В Хождении угадываются очаровательные и несколько таинственнее очертания тосканских мест. Саму Флоренцию автор назвал городом славным и цветущим.
Укрепить связи с Тосканой удалость московскому князю Ивану III. В течение XVI и в начале XVII веков они становились всё прочнее: за это время Русь по разным вопросам посетили тридцать четыре именитых итальянца. Среди них значится и доминиканский монах греческого происхождения, Михаил Триволис или Максим Грек. Он оказался на Руси почти в пятьдесят лет для того, чтобы перевести Псалтирь. Именно после Максима Грека в государстве российском распространился гуманистический слог, на флорентийский манер. Вот оно – взаимопроникновение культур!
Таковы были первые шаги навстречу друг другу Тосканы и Московии. Русские были восхищены обычаями, климатом и экзотическими видами княжества италийского. А итальянцы в своих воспоминаниях говорили, о том, что московиты – народ богобоязненный, гостеприимный и хлебосольный.
Наталья Орехова