лого

Тоскана

Географический домен .it Телефонный код +39 Валюта евро

вход на сайт

 

Ars Nova во Флоренции

 

На рубеже XIII-XIV веков Флоренция становится центром не только изобразительного искусства и литературы. Новое направление в музыке -  Ars nova, соединило бытовые, фольклорные и светские вокально-инструментальные жанры, подняв музыкальную культуру Флоренции на высочайший уровень. Мелодии приобрели рельефность и изысканность, стали преобладать радостные мажорные мотивы.


Первый теоретический труд, провозгласивший каноны нового направления, в 1309 году был написан итальянцем Маркетто Падуански (по другим источникам, его  трактаты появились в 1317-1326 годах). С этого времени начался первый исторический этап эпохи Ars nova, отличающийся свежестью, ясностью и естественностью. Исследователи отмечают, что это направление практически не имело под собой профессиональных традиций, разве что древние итальянские обычаи музицирования. Некоторые, правда, предполагают, что новое направление зародилось во Франции, а итальянцы лишь адаптировали его под свой менталитет.  Образцы полифонии находят во французской музыке XIII-XIV веков, а поэтику баллад видят в творчестве трубадуров из Правонсаля. Однако своеобразие флорентийского Ars nova именно в его отличиях от музыки Франции того же времени.


Ars nova — это расцвет музыки светской: баллат, мадригалов и качч. До нашего времени дошло более пятисот композиций, в самом большом собрании нотных рукописей, скомпонованных флорентийским органистом Антонио Скуарчалупи, насчитывается 350. Обычно это своеобразные жанровые пьесы и лирические композиции, но есть и политические, шуточные, мифологические тексты.


В Ars nova утверждается полифония — от двухголосья в начале века, до трехголосья после 1340-х годов. Первый этап Ars nova во Флоренции связан с именами Джованни ди Фиренце и Гирарделло. В основном они  писали баллаты  и двухголосные мадригалы, врочем,  уже их каччи были с техголосьем. Особенностями ранних образцов итальянского Ars nova можно назвать пластичную мелодику и свободный характер двухголосия, который допускал «пустоты», иногда даже диссонирующие комбинации звуков.


 Мелодиии мадригалов и баллат складывались из различных вариаций с общей интонацией, уходом от основной темы и возвращением к ней. Еще один популярный жанр того времени — качча, олицетворяет сюжет охоты — два верхних голоса (лай собак, оживленные восклицания) и один инструментальный нижний, зачастую со звукоподражанием рогу охотников.


Расцвет направления совпал со временем творчества Франческо Ландини — одного из самых выдающихся композиторов Италии. Последовавшие за ним Матиас де Перуджо, Гильом Дюфаи, Якоб Обрехт и Жоскен Деспре - музыканты переходного периода, предшествовавшего пику местного музыкального искусства в XVI веке.


Многие современные исследователи, например, Нино Пиротта, утверждают, что музыка итальянского Ars nova  гедонистична  и примитивна: она обращена не к интеллекту слушателя, а к его слуху, к музыкальной интуиции. Действительно, музыка Ars nova опирается на чувства, тем самым она уходит от теоретических догм Средневековья. Однако несмотря на свой «примитивизм» или даже благодаря ему открывает дорогу новым музыкальным исканиям.

 

Софья Дурынина

 

 

Создатель страницы: Admin+

добавить комментарий или дополнение

добавить
Яндекс цитирования
© 2012 AboutTuscany.ru
    Чем меньше знаешь, тем реже тосканешь!