Читайте в этом разделе:
В Пизу я прилетела рейсом Ryanair из Тампере около 10 часов вечера, т.е. очень поздно, чтобы куда-либо ехать. С некоторым трепетом вышла из терминала… встречающий оказался на месте, и через 15 минут маленький автобус-шаттл доставил в отель меня и 8 других, возбуждённых встречей с Италией пассажиров (все улыбались, шутили, испанская парочка держалась за руки и целовалась). После целого дня в дороге я почти сразу нырнула в мягкую постель и заснула. Шторы отдёрнула только утром… Под шум улицы в проёме окна со всей очевидностью красовалась картинка из учебника физики, только цветная. Пизанская башня, окутанная утренней дымкой, была на расстоянии вытянутой руки. И я немедленно отправилась к ней, туда, на Поле Чудес!
Кампо дей Мираколи (Поле Чудес) или Пьяцца дей Мираколи (Площадь Чудес) находится на северо-западе старого города. Этот соборный комплекс, шедевр средневековой архитектуры, состоит из Дуомо, Баптистерия, колокольни и некрополя Кампо-Санто и обнесен крепостной стеной со всех сторон. Его строили не один век и проектировали несколько выдающихся архитекторов. К слову сказать, из-за особенности почвы все здания ансамбля отклоняются от вертикали, но только кампаниле (колокольня) наклонена очень сильно, и этот баланс на грани падения, жизни и смерти, прославил её на весь мир.
В 1987 году Кампо дей Мираколи внесли в список всемирного наследия ЮНЕСКО, и это сделало его ещё популярнее среди туристической братии. Сказать, что на Поле Чудес много народу – это ничего не сказать. Шумный базар слышен уже на подступах. Пёстрые палатки, привязчивые торговцы дешёвыми сувенирами, и туристы, туристы… И посреди этой толпы, пестроты и разноголосицы обломком белого прекрасного корабля возвышается Пизанская башня. Яркая и праздничная на зелёной траве. Тёплый ветер сдувает шляпы и развевает шарфики, на ярусах кампаниле темнеют фигурки людей, пытающихся взять на абордаж эту непотопляемую, падающую, но так и не упавшую башню, гордо и весело противостоящую человеческому нашествию.
Строительство Пизанской башни было начато 9 августа 1173 года, и уже после строительства третьего яруса стала сильно крениться: сказались инженерные просчёты и песчано-илистый грунт. Кого винить в ошибке – неизвестно, имя автора проекта не установлено. Несмотря на крен, строительство не прекратили, но с этого времени началась постоянная и утомительная борьба за устойчивость башни. С перерывами башню строили и укрепляли почти 200 лет. Первый этаж беломраморной кампаниле представляет собой аркатуру, а все последующие окружены галереей. Последний ярус, где, собственно, и находятся колокола, посажен более вертикально, и при известной доли воображения, башня напоминает чуть наклонившуюся даму в кружевной мантилье со сдвинутой немного набекрень шапочкой.
Пизанскую башню закончили строить в 1350-м году, в то время отклонение от вертикали составляло всего 1,4 м. Через 600 лет оно приняло размеры поистине угрожающие – 5,4 м. В начале 90-х начались уникальные работы по спасению кампаниле. Из-под башни нужным образом был вынут грунт, и кампаниле чуть осела, уменьшив наклон. В 2001-м уже точно стало ясно, что ситуация стабилизировалась, и Пизанскую башню открыли для туристов, которые с тех пор неутомимо взбираются по её двумстам девяносто четырём ступенькам, чтобы обозреть окрестности с высоты и замереть на секунду от страха: а вдруг она всё-таки упадёт?
Мне было лень в жаркий майский день подниматься с толпой на колокольню, и я примостилась в теньке на ступеньках Баптистерия. Рядом на траве сидела и лежала разноплемённая молодежь, и я тоже поддалась общему расслабляющему настроению. На фоне ослепительно синего неба белым мрамором сиял Дуомо – кафедральный собор Санта Мария Ассунта (Успения Пресвятой Девы Марии). Это старейшее сооружение на Кампо дей Мираколи, закладка собора состоялась в 1063 году. XXI век- время расцвета Пизы, денег на кафедральный собор, естественно, не жалели, а перед архитектором Бускето ди Джованни Джудиче поставили задачу вполне амбициозную – построить собор лучше, чем венецианский Сан-Марко. Собор получился лёгкий, словно сделанный из марципана, он не пугает загробными карами, а говорит о радости единения души с Богом.
В 1118 году папа Римский Геласий II, сам, кстати, происходивший из пизанского семейства Каэтано, торжественно освятил собор. За свою долгую историю Дуомо, к сожалению, не избежал перестроек и пожаров. Из трёх бронзовых дверей, созданных около 1180 года замечательным мастером Бонанно Пизано, уцелела только одна. На ней изображены сцены из жизни Иисуса Христа. Теперь эта дверь находится в портале Сан-Раньери. Через нее католики проходят на мессу, туристов в этот придел во время мессы не пускают, и охранник устало показывает любопытным, где находится вход в собор для туристов.
Внутри Дуомо поражает праздничным великолепием. Я села на скамью, и задрав голову, принялась рассматривать жизнерадостные фрески, написанные на вечные темы, золочёный потолок, высокие колонны и полосатые арки из белого и чёрного мрамора. Во всех путеводителях обращают внимание туристов на кафедру работы Джованни Пизано. Пропустить её невозможно, она изящна и нарядна одновременно. В Баптистерии есть кафедра, созданная отцом Джованни, Никкола, она украшена сценами из жизни Христа и по праву считается шедевром. Там более строгая атмосфера, которая соответствует назначению Баптистерия – здесь совершается таинство крещения. Внутри возвышается бронзовая фигура Иоанна-Крестителя, выполненная скульптором Итало Гризелли.
На Пьяцца дей Мираколе есть ещё одно замечательное сооружение, которое стоит посетить - Кампо Санто – монументальное кладбище, получившее своё названия благодаря священной земле, привезённой с Голгофы во время IV крестового похода. Во время Второй мировой войны здание было полностью разрушено в результате американской бомбардировки, сейчас оно полностью восстановлено, но великолепные фрески Беноццо Гоццоли утрачены навсегда.
После шумного Поля Чудес было так приятно пройтись по набережной Арно, слизывая вкуснейшее мороженое, которое я купила в ближайшей галатерии. Прямо на набережной есть ещё один маленький шедевр – совершенно игрушечная церковь Санта-Мария делла Спина, прижавшаяся боком прямо к набережной. («Спина» по-итальянски означает «шип». В этой церкви в 14-м веке хранился шип от тернового венца Спасителя). Церковь часто затопляли воды Арно, и в 70-е годы 19 века её разобрали и сложили заново, заменив разрушенное. Когда я подходила к Санта-Мария делла Спина, прямо на тротуаре перед ней стоял на коленях и молился человек. Мне не хотелось его беспокоить, я перешла на другую сторону, в тень, где разных оттенков коричневые дома смотрели на своих визави на противоположном берегу.
Читайте в этом разделе: