Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Святой Марии в цветах), Флорентийский Дуомо, впечатляет своей грандиозностью и то же самое время изяществом. Его необычная полосатая облицовка из мрамора создает чудесно-светлое впечатление, впечатление чистоты и возвышенности. В интерьере собора нет ничего лишнего, все сдержано, неброско и в высшей степени выразительно – именно так выглядит безупречный вкус. Флоренция – это крупнейший культурный центр Европы, эталон утонченной интеллигентности не только для Италии, но и для всего мира. И Флорентийский Дуомо – собор достойный своего города, его символ и квинтэссенция.
История собора
Как и многие другие соборы Санта-Мария-дель-Фьоре был построен на месте более старой церкви, Санта-Репарата, которая к тому времени простояла более девятисот лет и начала обрушаться.
В конце XIII века Флоренция все больше и больше доминировала в регионе, и главный собор города должен был продемонстрировать окружающим, кто хозяин в Тоскане. Своими размерами новый собор был призван превосходить храмы главных соперников, Сиены и Пизы. По первоначальным амбициозным планам в соборе должно было помещаться все население города, девяносто тысяч человек, он мог, как главная городская площадь, служить местом собрания горожан. Нынешний собор вмещает лишь треть этого количества людей, и тем не менее долгое время после окончания строительства он был самым большим в Европе.
Чем масштабнее планы, тем труднее реализовать их в жизнь.
Решение о строительстве собора было приято в 1289 году. Проект разработал архитектор Арнольфо ди Камбио, и заложен собор был лишь спустя семь лет - 9 сентября 1296 года.
Когда в 1302 году ди Камбио умер, строительство остановилось. Видимо, в те времена проектной документации толком не существовало, все планы хранились лишь в голове архитектора, и его смерть становилась огромной проблемой для строителей. Почти тридцать лет город не мог найти достойного преемника ди Комбио. Только в 1331 году это случилось: главным архитектором проекта стал великий Джотто, принявший на себя обязанности главного архитектора Флоренции.
С трезвостью крестьянского сына Джотто оценил бездонность начатого проекта и взялся за то, что надеялся завершить при жизни – за строительство кампанилы (колокольни). Кампанила была заложена в 1334 году, но когда в 1337 Джотто умер, был возведен только первый ярус из четырех. Тем не менее, для всего мира кампанила так и осталась кампанилой Джотто. Кстати говоря, именно замыслы Джотто определили удивительную полосатую раскраску всего соборного комплекса, которая была реализована спустя три с лишним века, – полосы зеленоватого, розового и белого мрамора.
Со смертью Джотто работы опять приостановились, тем более, что в 1348 году разразилась свирепая эпидемия чумы. В 1349 они возобновились и к 1380 году были наконец возведены стены собора.
Стены были построены, но как возводить над ними гигантский купол, никто сказать не мог. Только закончив стены строители стали думать и гадать, как перекрыть своды.
(Согласитесь, знакомая россиянам история. Мы тоже любим поскорее ввязаться в драку, и уж потом решать, что и как делать, надеясь в глубине души, что Бог не выдаст и свинья не съест.)
Сорок лет ушло на то, чтобы решить конструктивную проблему. Наконец Филиппо Брунеллески (1377-1446), предложил решение и взялся за дело. Купол строили без лесов (1420-1436), укладывая кирпичи под наклоном, как это делали древние римляне при возведении Пантеона. Именно поэтому купол имеет не шарообразную, а стрельчатую форму, с ребрами жесткости. Купол Брунеллески, его элегантный и хорошо узнаваемый силуэт, стал теперь символом всей Флоренции.
Кстати, по образованию Брунеллески был вовсе не архитектором, а ювелиром. Это неудивительно, в те времена не существовало архитектурного образования в нашем понимании этого слова, главными архитекторами крупнейших строительств становились в разные годы Рафаэль, Перуджино, Микеланджело. Главное, считали итальянцы, - чувство гармонии, главное – красота, а построить надежно сможет любой разумный человек.
Собор был освящен в 1436 году. Фасад, который к тому времени так и не был завершен, не понравился хозяину Флоренции Франческо ди Медичи и был разобран для того, чтобы сделать другой. Но в следующие 400 лет флорентинцам было не до фасадов. Фасад достроили только в 1887, уже после объединения Италии.
Тогда же собор был облицован мрамором из разных регионов Италии - зеленым из Прато, белым из Карары, розовым из Мареммы - и приобрел свою удивительно-нежную расцветку.
На что обратить внимание
Комплекс Дуомо имеет две высотные смотровые площадки: на вершине купола и на кампаниле. Подъем на купол позволяет изнутри увидеть его устройство – каменные ребра, сходящиеся на вершине, деревянные балки обвязки, двойную оболочку. С лестницы можно хорошо разглядеть роспись Вазари на внутренней стороне купола и рисунок мраморных полов, образующий лабиринты. Вид же с кампанилы позволяет охватить взором весь собор.
Обратите внимание на знаменитые часы, которые были изготовлены в 1443 году и идут до сих пор. Автор часов – художник раннего Возрождения Паоло Уччелло (1397-1475). Часы любопытны еще и тем, что их стрелки идут в обратном направлении, против обычного хода.
Брунеллески и Джотто похоронены в соборе. Вообще-то пантеоном деятелей искусств Флоренции является другой собор, Санта-Кроче, но память великих строителей Санта-Мария-дель-Фьоре флорентинцы увековечили в своем Дуомо. В соборе есть барельеф, изображающий Джотто, собственноручно выкладывающего мозаику. А также изображение Данте с его «Божественной комедией».
Баптистерий (крестильная) – самая древняя часть комплекса, он был построен еще в V веке. Достопримечательностью являются ворота Баптистерия. Южные - самые древние, восточные (1425-1452) - самые известные. Убранство восточных ворот состоит из 10 золоченых панелей с изображением библейских сюжетов. Между прочим, Казанский собор в Санкт-Петербурге с XIX века украшает копия этих ворот.
Заметим также, что облицовка собора мрамором 1881-1887 годах производилась на деньги жертвователей. Самым заметным среди них был «русский итальянец» Павел Павлович Демидов. В память о его спонсорском участии на стене собора навеки запечатлен герб итальянской ветки Демидовых – князей Сан-Донато.
И еще…
26 апреля 1427 года именно в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре развернулись главные события так называемого заговора Пацци - покушение на правивших во Флоренции братьев Медичи. Лоренцо Великолепный, против которого и был направлен заговор, спасся от убийц, скрывшись в ризнице, а его брат Джулиано, получив 16 кинжальных ран, погиб на месте.
Здесь же, в соборе, спустя полвека читал свои страстные проповеди религиозный деятель позднего Возрождения, доминиканский монах и диктатор Флоренции Джироламо Савонарола.
С окрестных улиц собор невозможно увидеть целиком, представление о его размерах можно составить только с определенного расстояния, например с площади Микеланджело, с другого берега Арно. Кстати говоря, знакомясь с Флоренцией, стоит время от времени возвращаться на эту площадь, прекрасную смотровую площадку, с которой открываются впечатляющие виды на город.
Даже на современного человека, живущего среди небоскребов и высотных башен, масштабы Дуомо производят впечатление. Что же говорить о людях XV века, среда обитания которых редко поднималась выше двух этажей.
Огромный по своим размерам собор выглядит если не изящным, то уж во всяком случае не подавляющим. В этом выразились новые, ренессансные принципы архитектуры, другое, отличное от средневекового, понимания городской среды. Так строили многие соборы эпохи Возрождения – вспомним, например, собор Святого Петра в Риме. В них есть грандиозность, величие и высота духа, но нет и тени стремления подавить человека.
Бог, в понимании человека Возрождения, это тот, за кем хочется идти, тот, кто завораживает силой, чистотой и мудростью, а вовсе не безжалостный судья, гнева которого следует бояться.
Как говорится, почувствуйте разницу.