С ходу признаюсь: мы не сразу стали брать в наших поездках в прокат автомобиль. Но теперь делаем это почти каждый раз, когда предстоит посетить не один город. Даже небольшой автомобиль придает поездке динамику и автономность, приближает вас к жизни коренных жителей страны. Аренда автомобиля класса А (маленький «Фиат Панда») на неделю обойдется в Италии меньше двухсот евро. При пробеге 1200 километров еще около 80 евро вы заплатите за бензин.
Если вы собираетесь арендовать автомобиль, сделать это стоит заранее – через интернет. Просто зайдите на сайт фирмы по прокату машин, введите даты поездки, место, где вы собираетесь взять и куда вернуть автомобиль. Если вы планируете начать маршрут в одном городе, а закончить в другом, стоимость аренды возрастет, иногда значительно. Но это совсем не обязательно, в разных компаниях условия могут быть разными, не торопитесь делать выбор.
Фирм по прокату много, в аэропорту, куда вы прилетите, будут представлены сразу несколько. Сейчас существуют многочисленные интернет-сервисы, готовые помочь вам сориентироваться в выборе. Вы задаете название аэропорта, дату, сроки и сайт подбирает для вас самое выгодное предложение по каждой из категорий авто. Разница в ценах может быть вызвана разной популярность компаний, а может быть обусловлена текущией конъюнктурой, наличием или отсутствием данного типа авто. Обратите внимание, что многие авиакомпании, особенно так называемые бюджетные или “low-cost”, имеют договор о скидках с какой-либо из известных компаний по прокату автомобилей. «Ryanair» имеет такой договор с компанией «Hertz», итальянская бюджетная компания «Wind jet» - с компанией «Avis». В таком случае нет смысле искать, предложение аффелированного прокатчика будет самым выгодным.
Как правило, вам предложат на выбор две стоимости проката: с предоплатой и с оплатой на месте. Разница может составить до 20 %. Почитайте условия бронирования, большая часть текста мелким шрифтом посвящена порядку его отмены. По типовым условиям (например, компания Hertz) вы можете без последствий отказаться от бронирования в течение первых 72 часов после заказа. После этого отказ от брони будет означать штраф в 20-50 евро. Если вы передумаете брать машину менее, чем за сутки, с вас возьмут плату за два дня.
В оговоренную сумму аренды входит стандартная страховка, которая предполагает франшизу (небольшие повреждения вам придется оплачивать самим) и предел выплат на уровне 2000-3000 евро. На сайте компании и позже, в офисе при оформлении договора, вам предложат купить страховку расширенную, без франшизы и с увеличенным потолком выплат. Обойдется такая страховка дополнительно в 20-30 евро в день. Мы ни разу не брали дополнительную страховку, и ни разу она не потребовалась.
Для оформления брони используется кредитная карта. Когда-то мы завели для заказов через интернет специальную карту, чтобы не пользоваться для этого основной, зарплатной, – на всякий случай, мало ли что. За многие годы поездок ни разу не возникло ни одной спорной ситуации, мы так и не знаем, нужно было это делать или нет.
Договор заключается на месте в офисе, при этом на вашей карте заблокируют еще 200-400 евро в виде страхового депозита на случай штрафов и нарушения вами условий аренды – убедитесь, что такая сумма на карте есть. Правила требуют, чтобы владельцем карты был человек, указанный в договоре как водитель. Но и на этот пункт итальянцы смотрят сквозь пальцы. Не забудьте взять в офисе карты и другую справочную информацию.
Найдя свой автомобиль на площадке, внимательно осмотрите его и отметьте на специальной схеме в договоре все обнаруженные царапины и повреждения – делать это нужно в присутствии сотрудника компании. Впрочем, мелкие дефекты покраски для прокатного автомобиля – обычное дело, особенно в Италии, где улочки узки, а водители отличаются пылким темпераментом. Поэтому сотрудники служб проката ни разу не обращали на них особенного внимания: «Есть царапины? Мы вам верим, а на площадку идти лень. Отметьте на схеме все, что найдете, а мы подпишем».
Машину вам должны выдать полностью заправленную топливом. И вернуть вы ее должны с полным баком. Забудете заправиться, придется дополнительно платить: ее заправит компания, но цена топлива может оказаться вдвое выше рыночной, а поездка сотрудника на заправку – платной. Подумайте: оно вам надо?
При возврате автомобиля полагается совместно с сотрудником компании вновь совершить осмотр, выявить новые повреждения и решить вопрос о компенсации. Итальянцы, как правило, и этого не делают: «Бензобак полный? Тогда, чао! Бросьте ключи в ящик». Но заметьте, при этом они не вносят соответствующую пометку в экземпляр договора, который остается у вас, и возмущения по поводу того, что с вашей карты задним числом сняли какие-то суммы, будут беспочвенны. К счастью, и таких ситуаций у нас ни разу не возникло, хотя мелкие царапины иногда откуда-то появлялись.
Может возникнуть другая проблема: вы пришли забирать заказанный автомобиль, а такой машины нет в наличии (Италия есть Италия). Будьте тверды: прокатчики обязаны предоставить вам машину, если нет такой, как вы заказывали, пусть предоставляют вам машину более высокого класса за те же деньги – такой пункт тоже есть в типовом договоре.
В момент аренды от вас могут потребовать водительское удостоверение международного образца. В России это вкладыш, а точнее достаточно громоздкое приложение к обычному пластиковому удостоверению. Получить его совсем несложно, в государственном МРЭО это обойдется вам в 1 тыс. руб. госпошлины и полдня времени (по опыту людей из СПб), в коммерческих МРЭО – 2-2,5 тыс. и час- полтора. Действуют международные права (вкладыш) в течение трех лет. У меня такие права есть, я каждый раз беру их с собой, но пока что их никто ни разу не спросил. Согласитесь, это обидно: срок действия скоро истекает, еще чуть-чуть и потраченные время и деньги пропадут зря!
Вот, пожалуй и все. Удачи на дорогах Тосканы!