Лукка была основана римлянами за 180 лет до начала нашей эры. В отличие от большинства тосканских городов Лукка расположена на равнине. Река Серкио, протекающая через город, является третьей по величине рекой Тосканы, после Арно и Тибра. Название города в переводе с лигурийского означает «болотистая местность».
Римляне любили порядок – город строился в строгом соответствии с типовым генпланом. Принципы римской планировки просматриваются и по сей день: Кардо Максимус - основная улица, идущая с севера на юг (в наше время это створ улиц Филлунго и Ченами), и Декуманус Максимус - улица, идущая с востока на запад (Римская улица и улица Санта-Кроче), пересекаются на форме (площадь Сан-Микеле) и служат основополагающим крестом, вокруг которого по инсулам (кварталам) ведется вся городская застройка.
Улицы старой Лукки удивительно узки и извилисты. Если ваша гостинца будет расположена в историческом центре и вы въедете на автомобиле внутрь крепостной стены, вас (и ваш навигатор) ждут незабываемые приключения. Если при этом борта и зеркала автомобиля сохранят девственную неприкосновенность, можете смело считать, что экзамен по итальянской езде вы сдали на отлично.
О римлянах напоминает еще одна площадь старого города - Пьяцца дель Меркато, Рыночная площадь. Она имеет овальную форму, так как построена на месте античного амфитеатра. Легко представить, что стены окружающих площадь домов выстроены из камня, составлявшего две тысячи лет назад арену римских публичных увеселений.
Старая часть города обнесена сплошной крепостной стеной. По верху стены, как это часто бывает в Италии, проходит пешеходная аллея, засаженная платанами. Прогулка по стене – очень неплохой способ первого знакомства с Луккой. Эта городская стена - единственная в Италии сохранилась полностью. Несколько ее боевых бастионов открыты для посещения туристов.
До XII века Лукка имела для Тосканы гораздо большее значение, чем Флоренция, здесь пересекались многие торговые дороги. Вплоть до средних веков главная итальянский торговый путь Via Francigena из Рима на север, проходила именно через Лукку. Но и потом, после усиления Флоренции, Лукка не покорилась владычеству соседки и сохраняла независимость вплоть до XVIII века, до прихода в Италию войск Наполеона.
Наполеон, как известно, не забывал своими заботами многочисленных братьев и сестер. В 1805 году Лукка, ставшая княжеством Лукки и Пьомбино, была отдана на откуп его сестре Эллизе Баччокки (Бонапарт). Именно об этом событии вспоминает в своем салоне Анна Павловна Шерер на первых страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир». В 1847 это княжество стало наконец частью Великого герцогства Тосканского. Это произошло за два десятилетия до событий, приведших к объединению Италии.
Элиза Баччокки с мужем жила в Палаццо Публико, открытом в наши дни для посещений. В память о том времени площадь рядом с Палаццо до сих пор называется площадью Наполеона.
С дочкой Элизы Баччокки (и соответственно племянницей Наполеона) Матильдой де Монфор произошла пикантная история, имеющая непосредственное отношение к нашим соотечественникам. Пылкая Матильда вышла замуж за Анатолия Демидова, отпрыска знаменитой фамилии уральских сталелитейных заводчиков, но их брак был со скандалом расторгнут из-за домостроевских наклонностей князя Анатолия Демидова Сан-Донато.
Подземные источники, которыми знаменита Лукка, имеют целебное значение. Сюда в разные века приезжали на лечение Монтень, Байрон, Шелли, Гейне, Браунинг. Как это почему-то бывает, рядом с целебными источниками размещались игорные дома.
Кафедральный собор Лукки Сан-Мартино, был заложен еще в XI веке. Его мраморный фасад спроектирован ассиметричным, чтобы визуально сбалансировать стоящую вплотную колокольню. Каждая из многочисленных колонн на фасаде, образующих аркады, уникальна и отличается от всех других. Колокольня строилась в 1060 году как сторожевая башня, и лишь два века спустя она была включена в ансамбль собора - для этого к башне были достроены два верхних яруса. Обратите внимание на алтарный образ собора: «Мадонна со святыми» принадлежит кисти знаменитого художника Возрождения Гирландайо. Еще одной достопримечательностью является «Вольто Санто» – резное распятие Христа, которое по преданию было выполнено последователем Иисуса Никодимом, присутствовавшем при казни, и потому единственное из изображений Спасителя имеет портретное сходство.
Фасад другого знаменитого собора Сан-Микеле ин Форо (Святого Михаила на форуме) выполнен в пизано-романском стиле и выглядит почти языческим из-за фигур зверей и сцен верховой охоты на животных. Его украшает знаменитая крылатая фигура Михаила на фронтоне. Фасад собора похож на фасад кафедрального храма Сан-Мартино, и имеет те же аркады и колонны, каждая из которых отличается от всех других.
В Лукке обязательно стоит подняться на Торре дей Гвиниджи – дозорную башню дворца семейства Гвиниджи. Верхней площадка этой башни знаменита тем, что на ней растут самые настоящие падубы, в тени которых хорошо посидеть, подумать, полюбаваться открывающимимся видами и сделать хорошие фотокадры.
Лукка – родина композиторов Джакомо Пуччини и Луиджи Боккерини. Дом Пуччини превращен в весьма любопытный музей. Помимо вещей и пианино, за которым сочинялась последняя (незаконченная) опера «Турандот», в нескольких залах собраны чучела охотничьих трофеев композитора – самый известный сын Лукки, как известно, увлекался охотой.